Игры развивающие. Логические игры Логические игры для мальчиков 5 6 лет

Всестороннее развитие ребенка требует развития логического мышления. Развивающие игры для детей в возрасте 5-6 лет направлены на выполнение заданий на внимание, мышление, развитие речи и логики. Умение анализировать информацию повышает успеваемость в школе, поэтому важно обратить внимание на уровень мышления вашего ребенка и помочь ему получить необходимые умения.

Игры с разноцветными фигурами научат систематизировать такие понятия, как: цвет, форма, размеры. Образное мышление позволит познакомиться с различными предметами и их свойствами, а также выявлять связи между ними. При гармоничном и всестороннем развитии ребенок в возрасте 5-6 лет способен:
Выстраивать логику в действиях с предметами;
Убирать лишний предмет из ряда;
По общему признаку группировать предметы;
На основе картинок придумать логически связный рассказ;
Раскрасить определенный предмет по образцу.

Графические игры для детей 5-6 лет

Несложные графические игры помогут подготовить руку к письму. Ребенок способен аккуратно раскрашивать определенные предметы, дорисовывать необходимые элементы.

«Найди выход» . Распечатать на альбомном листе лабиринт, выход из которого нужно найти, прорисовывая линию движения непрерывно. Это может быть поиск выхода из норки для мышки, пробраться к сундуку с сокровищами и другое.

«Лишний элемент» . И нескольких нарисованных предметов найти лишний и вычеркнуть его. Могут быть нарисованы фигуры: круги, овалы и треугольник. Лишним будет треугольник.

«Чей хвост» . На картинке изображены животные: кошка, кролик, мышь, павлин. Попросите ребенка дорисовать хвост каждому из них.

«Соедини точки» . Вариантов этой игры множество. Предлагайте детям соединить точки по порядковым номерам, чтобы получился рисунок. Можно выбрать рисунки с недостающим элементом. Ребенок его дорисует, а затем раскрасит.

«Узоры» . Предлагается картинка с изображением русского народного костюма, где на одном рукаве узор прорисован полностью, а на втором рукаве только начало узора – следует продолжить по образцу.

Настольные детские игры

Настольные игры рассчитаны на несколько игроков. Лучше всего такие игры проводить вечером, когда все члены семьи могут принять участие. Родителям тоже будет интересно ответить на веселые вопросы или расставить правильно фишки в домино.

«Пазлы» . Отлично развивает логику игра в пазлы. Можно начинать с нескольких элементов, постепенно увеличивая количество. В 5-6 лет дети могут собирать сложные картинки на 500-700 элементов. Выбирайте пазлы тематические: профессии, мебель, транспорт, одежда, времена года, рыбы, животные домашние и дикие, насекомые, овощи и ырукты, сад и огород, игрушки, человек, посуда. Все эти темы обязательны при подготовке к школе. И хорошо, если сейчас, в форме игры вы дадите ему эти знания.

«Зоопутаница» . Требуется собрать картинки животных из трех элементов в одну. Собираем также слоги в слова. Направлена игра на развитие мелкой моторики, мышления и внимания.

«Кто больше» . Игра осуществляется с помощью карточек, на которых изображены животные, насекомые. Перевернуть карточки, перемешать. Достаем две карточки, переворачиваем, а ребенок должен объяснить кто из этих животных больше и почему.

«Домино» . Правила простые, поэтому ребенку будет понятен принцип игры. Можно использовать детские наборы домино, где соединять потребуется животных или овощи и фрукты.

Речевые игры для 5-6 лет

Игры должны побуждать ребенка находить правильный ответ, при этом рассуждать и выстраивать логику своих рассуждений. Другими словами, малыш думает, прежде чем дать ответ на задание.

«Правда или вымысел» . Взрослый рассказывает историю, а ребенок слушает и определяет, бывает ли так на самом деле, или это вымысел.

Примеры историй:
1. «В тёплый солнечный денёк дети отправились на горку из снега. Покатались на санках с горы, вылепили снеговика».
2. «По небу летела пожарная машина, а птицы ей уступали место».
3. «Посреди моря выросла большая морковка, а зайцы по тропинке сбегались со всех сторон, чтобы откусить кусочек».

«Логические пары» . Взрослый называет предмет, а ребенок должен найти предмету логическую пару. Побуждайте его объяснить свой ответ. Примеры слов: тарелка (ложка), шапка (голова), лето (жара), море (вода).

«Двойные слова» . Детям 5-6 лет уже вполне можно знакомиться с антонимами. Они очень любят искать противоположные по смыслу предметы и явления. Назвать антонимы, а ребенок должен найти ответ. «Что в одно время может быть и сухим и мокрым?». Ответы: одежда, листья на деревьях.

«Крокодил» . Всем известна игра, в которой необходимо изобразить предмет или явление так, чтобы остальные участники могли отгадать, что это. Выбирают ведущего, а остальные участники по очереди отгадывают. Тот, кто отгадал, становится ведущим.

«Ассоциации» . Игра поможет расширить словарный запас ребенка, учит подбирать синонимы. Можно играть по дороге в садик или просто на прогулке. Взрослый называет слово, например: КОЛЕСО. По очереди начинают называть ассоциации с этим словом: МАШИНА, КРУГ, ДИСК, СОЛНЦЕ, БЛИН, АВТОБУС.
Компьютерные игры и игры-онлайн
Сложно встретить современного ребенка, который бы не умел играть на компьютере. Существует множество игр, которые развивают логику и мышление.

Развивающие игры на телефон

«Кондитерская» . По определенной схеме предлагается приготовить пирог. Он должен соответствовать итоговому фото. Подбираем цвет, форму, дополнительные элементы декора.

«Дюймовочка» . Можно скачать игру на планшет, смартфон, IPhone. Позволяет создать свою сказку, придумать оригинальное начало, конец известной истории. В ходе игры ребенок учится читать и правильно произносить слова, считать и логически мыслить. Можно записывать и озвучивать своих героев, затем просмотреть всей семьей получившийся мультфильм.

«Приключения Лунтика» . Любимый герой мультфильма помогает преодолевать препятствия на пути к главному призу. Анимационный принцип игры позволяет потренировать память и внимание у детей и взрослых.

«Jewels». Игра на логику и мышление. Необходимо передвигать драгоценные камни так, чтобы в ряду оказалось 3 и более одинаковых по цвету. Камни взрываются и помогают открывать сундуки с сокровищами.

Развивающие игры задействуют мышление, память, внимание, логику. Совместно со взрослыми детям легче и интереснее проходить обучение в игровой форме.

Видео «Логические задания для детей 5-6 лет»

У детей трех лет происходят огромные перемены в интеллектуальном развитии. Зачастую, именно в этот период у детей подходит к концу кризис трех лет, а также благодаря этому проявляется умение воспринимать себя, как личность. Малыш в возрасте трех лет плавно переходит от предметно-действенной мыслительной деятельности к наглядно-образному способу мышления. С помощью быстрого развития речи, ребенок значительно расширяет кругозор и словарный запас, а также у него начинают формироваться первые грамматические конструкции.

Логика – являет собой один из важнейших инструментов, которым владеет человек и который значительно улучшает процесс познания. Умение размышлять дает малютке возможность осознавать все то, что происходит вокруг, а также учит находить связи в предметах, объектах и явлениях.

Характерные черты формирования и развития логического мышления в 3-5-летнем возрасте проявляются в том, что интеллектуальный процесс носит ярко выраженный эмоционально-экспрессивный характер. Он очень занимателен для малыша, так как с помощью развивающих заданий он стремиться к познанию, поиску и обоснованию причин того или иного процесса.

В ходе игры дети могут воздавать обобщенные образы, анализировать ситуацию. С помощью логических заданий формируется сложный процесс овладения умениями и навыками, но происходит он в игровой форме, поэтому интеллектуальная деятельность приобретает развлекательно-познавательный характер.

Игры и задания для развития логики у детей 3-5 лет

Логическая игра «Запутанные пути»
Материал: листочек со стрелками, которые направленны в разные стороны (вправо, влево, вниз, вверх).
Задание: Необходимо попросить ребенка разукрасить стрелочки разными карандашами. Стрелочки, которые направленны вправо – зеленым; влево – красным; вниз – желтым; вверх – синим.
Данное упражнение не только развивает логическое мышления у детей, но и готовит их руку к письму.

Логическая игра «Кушать или нет?»
Данное упражнение направленно на развитие речи, логического мышления, а также соотнесение различных объектов.
Материал: происходит без материалов.
Задание: учитель говорит объект. Например: банан. Малыш должен ответить можно ли его кушать и какое животное любит бананы.

Логическая игра «Цветочки»
Данное упражнение относиться к графическим и направленно на развитие логики и формирование письменных навыков.
Материал: листочек, на котором нарисованы три цветочка и одна веточка.
Задание: ребенок должен найти лишний предмет, из тех, которые нарисованы на листочке, и разукрасить его.

Видео «Логические игры для детей 4+»

Развитию мышления и логики у детей с успехом помогают специальные логические игры, разработанные и продуманные в соответствии с возрастом ребенка.

С возраста 5-6 лет начинается развитие личности ребенка, маленький человечек перестает задавать вопрос «почему?».

Его начинают интересовать более сложные вопросы, которые порой ставят родителей в тупик.

Мы постарались собрать полезную информацию о логических играх для детей 5-6 лет в одну статью, чтобы помочь вам легче сориентироваться и выбрать наиболее подходящие для вашего ребенка.

Ребенок в этом возрасте чаще всего уже считает до 10; пишет различные буквы; немного читает по слогам; соблюдает определенные правила и нормы поведения (например, за столом); выполняет простые математические действия; играет со сверстниками и самостоятельно.

С точки зрения развития логического мышления, ребенок в этом возрасте должен уметь:

  • делать логические выводы;
  • из множества представленных предметов убрать лишний;
  • из множества представленных предметов разложить их по группам и найти общий признак;
  • придумать рассказ по предложенным картинкам;
  • придумать окончание рассказа;
  • понимают, что можно применять теорию к практике.

Виды игр, развивающих логику

Вы можете развивать логическое мышления у детей 5-6 лет с помощью игр с карточками, онлайн игр, компьютерных, графических, речевых, настольных, различных головоломок и т.д. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Графические игры для развития логики

Графические игры для детей 5-6 лет очень хорошо развивают логику, внимание, мышление. Ребенок вполне способен справится с ними.

Примеры, графических игры:

  • найти похожие предметы;
  • убрать лишний предмет;
  • раскрасить определенный предмет по заданию;
  • раскрасить по образцу;
  • дорисовать что-то у определенного предмета;
  • найти выход из лабиринта.

Речевые логические игры

Речевые игры побуждают ребенка выстроить логический ряд и найти правильный ответ, они должны заставить ребенка думать.

Вы можете, например, задать своему малышу такую задачу:

Разноцветные кораблики
Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются.
(Н.Ф. Виноградова)

Настольные игры на развитие логики

Настольные игры для детей должны быть интересны и занимательны. Родителям тоже будет интересно присоединится к детям и поиграть всей семьей, ведь настольные игры рассчитаны на несколько человек.

Например, настольная игра «Викторина первоклассника» от Олеси Емельяновой — предназначена для детей дошкольного возраста с целью проверить уровень подготовки к школе.

Смысл игры заключается в том, что нужно добраться от дома до школы. Для того, чтобы пройти этот путь нужно правильно отвечать на вопросы. Один человек должен читать вопросы и проверять ответы.

Настольная игра «НПИ Веселая логика» — пазлы, одна часто которых состоит из целого, а вторая из частей картинки. Нужно соединить обе. Игра развивает образное мышление, логику, воображение.

Головоломки для детей

Головоломки для детей тренируют память, внимание, логику. Название этих заданий уже говорит о том, что придется хорошо подумать, чтобы найти ответ.

В задании могут быть следующие вопросы:

  • найти отличия;
  • найти выход из лабиринта;
  • найти определенные фрагменты;
  • ребусы;
  • и многое другое.

Пример головоломки: на картинке найти тот домик, из деталей которого можно построить такой же как на рисунке у мальчика.

1. О.Антонова, «Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей 5 лет» — книга поможет развить мышление, логику, память, речь, воображение.

2. З.Ю.Хлебникова, «Развивающие игры» — развивающие игры для детей от 5 лет плюс подарок — наклейки.

3. Н.Копытов, «Лучшие задачи на развитие логики» — поможет научить Ваших детей рассуждать логически. В книге имеются подсказки для родителей, которые помогут организовать процесс обучения.

4. О.Захарова, «Первые уроки логики» — учит ребенка строить логически последовательно мысли.

5. Л.Ф. Тихомирова, «Уроки логики в Простоквашино» — любимые герои сделают процесс обучения еще более интересным.

Мы даем лишь примерный список для детей 5-6 лет, но Вы можете приобрести и другие книги. Все указанные книги можно найти на сайте www.ozon.ru, просто введите в строке поиска название книги.

Игры на развитие логики в режиме онлайн

Игра «Вырасти бабочку» — нужно расставить правильно картинку согласно развитию гусеницы в бабочку. Яркая, красочная игра на сайте www.igraemsa.ru

Много разных упражнений для развития логики и не только на сайте www.iqsha.ru

Шашки — играть в шахматы ребенку, конечно, еще рано. А вот попробовать в шашки можно на сайте www.winalitesib.ru

Развивающая игра «Фигуры и цвета» — в центре находятся четыре фигуры, нужно дополнить каждую из них недостающим фрагментом снизу, подходящим по форме и цвету. Развивает образное мышление и логику. Найти игру можно на сайте www.playshake.ru

Часть и целое — интересная игра, развивающая логику. Верху изображены предметы, снизу одна часть этого предмета. Нужно найти часть и соединить с целым изображением. Найти игру можно на сайте www.igraemsa.ru

Компьютерные игры


Игра «Маленький кондитер. Развиваем логику»
— позволяет ребенку познакомится с понятием «схема», развивает логику и образное мышление, учит собирать конфеты, то есть предметы, по симметрии.

В игре два варианта:

  • представлена частично заполненная коробка конфет. Ячейки для одного типа конфет выделены цветом. Нужно найти подходящую конфету и положить в нужную ячейку.
  • представлена частично заполненная коробка конфет. Нужно заполнить ее так, чтобы конфеты располагались симметрично.

Музыкальный автомат. Логика для детей — на экране дано высказывание, диктор его произносит. Нужно выбрать верно высказывание или нет. Если ответ правильный, то играет мелодия. Доступны задания на причинно-следственные связи (например, мебель обычно деревянная, ложка деревянная. Значит, она — мебель), обобщения, суждения, часть и целое и т.д.

Игры на смартфон (Android), Ipad, IPhone

Дети очень быстро осваивают технику: смартфон, Ipad, IPhone, естественно, что детские приложения-игры доступны и для них.

Например, приложение — ребенку нужно будет собирать пазл, раскрасить картинку, что позволяет изучать цвета. В игре несколько уровней сложности и много красочный персонажей. Игра подходит для IPad.

Азбука с начинкой (HD) алфавит — прекрасная игра, которая позволяет изучить алфавит. Построена на ассоциациях, предметы повторяют форму букв, в игре интересная анимация — арбуз можно съесть, рыбу весело распугать и т.д. Подходит для IPad и смартфон (Android).

Приключения ежика — игра, разработанная профессиональным психологом. Направлена на развитие логического мышления, внимания, памяти. Подходит для смартфон (Android), Ipad, IPhone. Для детей от 4 до 6 лет.

Дорогие родители, занимайтесь с Вашими детьми, развивайте их мышление, логику, воображение, образное мышление. Помните, что ребенок в 5-6 лет активно развивается и процесс игры способствует лучшему восприятию информации. Используйте это время с пользой.

Тренируем логическое мышление (для детей 5-7 лет)

Найди закономерность и подбери пару к слову.

Птица - перья. Рыба - ... (чешуя)
Огурец - овощ. Ромашка -...
Учитель -школа. Врач -...
Стол -скатерть. Пол -...
Утро -завтрак.Вечер -...
Человек -руки. Кошка -...
Рыба -вода. Птица -...
Красный -стоять. Зеленый - ...
Осень -дождь. Зима -...

Кто это? Что это? Догадайся,о ком или о чем говориться.

Зеленый,длинный,сочный. (огурец)
Бурый,косолапый,неуклюжий. (медведь)
Холодный,белый,пушистый. (снег)
Новая,интересная,библиотечная. (книга)
Маленькая,серенькая,пугливая. (мышка)
Белоствольная,высокая,стройная. (береза)

Подбери слова противоположные по смыслу.

Черный -белый.
Большой -...
Веселый -...
Широкий -...
Высокий -...
Добрый -...
Холодный -...
Хороший -...
Толстый -...
Твердый -...
Умный -...
Быстрый -...
Здоровый -...
Горький -...

Подбери слова противоположные по смыслу:

День - ночь.
Зима - ...
Север - ...
Холод - ...
Много - ...
Начало - ...
Первый - ...
Добро - ...
Радость - ...
Далеко - ...

Ответь на вопросы. Назови разные профессии.

Кто варит обед?
Кто строит дома?
Кто пишет стихи?
Кто поет песни?
Кто лечит детей?
Кто шьет одежду?
Кто пишет картины?
Кто красит стены?
Кто летает в космос?
Кто водит машину?

Подумай и реши логические задачи.

1) Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
2) Что дольше длится: год или 12 месяцев?
3) Марина и Таня пили разные соки -виноградный и яблочный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?
4) Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую.Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?

Подумай и реши логические задачи. Объясни свои ответы.

1) Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?
2) Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
3) У мамы есть кот Пушок,дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
4) Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо?
5) Кто громче замычит,петух или корова?
6) Сколько грибов можно вырастить из семян ели?
7) Сели на воду три воробья,один улетел. Сколько осталось?
8) Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

Послушай рассказы и ответь на вопросы.

1) Вова проснулся утром,подбежал к окну и удивленно воскликнул: "Мама, на улице ночью шел дождь!" Как Вова догадался, что шел дождь, ведь он в это время крепко спал?
2) Выглянув в окно, Вера сказала маме: "Мама, одеваться надо теплее, на улице такой сильный ветер!" Как Вера догадалась, что на улице сильный ветер?
3) Спускается муравей с горы, а на встечу ему - осел. Осел спрашивает муравья: "Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава?" "Такая высокая, густая" ,- ответил муравей. Обрадовался осел,поднялся на гору,но как ни пытался щипать траву губами - никак не мог. "Обманул меня муравей", - подумал осел. А вы как думаете,обманул ли муравей осла?
4) Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает:
-Ловись, рыбка, большая-пребольшая!
А Васька потихоньку бормочет:
- Маленькая ловись, маленькая!
Почему он так говорит?

Подумай и реши задачи.

1) У Насти было 4 ленты. Одну из них она разрезала на две равные части. Сколько лент стало у Насти?
2) По двору ходили гуси. У всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло во дворе?
3) На ветке сидело несколько птичек. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на ветке?
4) Два друга играли в шахматы 3 часа. Сколько времени играл каждый из них?

Прочитай веселые стихи.

Всем ребятам нужно знать:
Два плюс два,конечно,....(пять?)

Всем известно в целом мире:
Пальцев на руке... (четыре?)

Все ребята точно знают:
Кошки очень громко...(лают?)

Скачет наш котенок ловко,
Очень любит он...(морковку?)

Наш Сережа очень шустрый,
Он всегда смеется...(грустно?)

У кота забрали рыбу,
Должен он сказать... (спасибо?)

На дошкольный возраст ребенка приходится период интенсивного психического развития. Формирование логического мышления – очень важный и сложный момент в жизни ребенка.

Он начинается примерно в 1,5 года, но уже в 3-4 года переходит на качественно новый уровень.

Можно ли уже в столь раннем возрасте развивать логику?

Помочь развить основы логики хорошо помогут логические игры для детей 3-4 лет.

Давайте поподробнее остановимся на некоторых из них.

В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности.

Трехлетний ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно-образному мышлению.

Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции.

Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки.

Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки, песочки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку».

Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями.

Эти новые возможности детского мозга называются отвлеченным мышлением, иначе логикой.

Особенности развития логики в 3-4 года

Логика – важный инструмент человека в процессе познания. Способность мыслить логически дает возможность человеку понимать, что происходит вокруг, находить связи в явлениях и предметах, обобщать, анализировать, решать различные задачи, делать умозаключения и многое другое, что требует от него сама жизнь.

В процессе этих действий человек использует определенные приемы:

  • определение состава, структуры и организации частей и элементов целого;
  • ориентация на существенные признаки явлений и предметов;
  • определение взаимосвязей между явлениями и предметами;
  • обнаружение тенденций и закономерностей развития;
  • построение гипотез и обнаружение следствий;
  • осознанная аргументация логических операций.

Конечно, трехлетний ребенок не обладает достаточным уровнем логического мышления, который необходим для выполнения всех этих функций. Но процесс образования данных логических приемов через наглядно-действенное мышление и последующее их совершенствование и является развитием логического мышления.

Особенность развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству, поиску причин.

О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и другие.

Многие психологи и педагоги, изучая данный вопрос, отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей возможности логического мышления, так как сам по себе набор логических приемов, даже хорошо усвоенных, представляет собой лишь потенциал умственного развития, а не само развитие, которое возможно лишь при постоянной практике этих приемов.

И, так как ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра, то именно при помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических способностей.

В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует игровую ситуацию. Игра организовывает сложный процесс овладения навыками в интересной для ребенка форме, придает умственной деятельности увлекательный характер.

Виды игр развивающих логику для детей 3-4 лет

Логические игры научат ребенка сопоставлять предметы, находить сходства и различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Во время раздумий над игрой малыш старается самостоятельно рассуждать, раздумывать над процессом и результатом.

Первые логические игры

Эти игры очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы.

Выделять и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и мячиках разных цветов и размеров, рамках-вкладышах и других совсем малышовых играх.

Умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу. Например, фрукты, овощи, времена года.

Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-трансформеры.

Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил, колючий, а не ежик. Очень нравится детям игра на карточках «найди лишний предмет».

Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие.

Где-то к 4 годам ребенок все более уверенно начинает пользоваться знаковой системой. В этом возрасте уже можно подключать игры с использованием букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется соотнести количество изображенных предметов с цифрой.

Развитие мышления происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить на разные виды в зависимости от их направленности.

Игры для развития сообразительности и находчивости

Игры этого направления побуждают детей активно думать, быстро соображать и находить правильные решения. Например, игра «цепочка». Дети бросают друг другу мяч и, в зависимости от возраста, называют либо слова, обозначающие группу предметов по свойствам, например, фрукты, овощи, домашние, дикие животные, времена года, либо слова, начинающиеся на одну и ту же букву, последнюю букву предыдущего слова. Еще одна всем знакомая игра – «съедобное – не съедобное», и другие.

Игры для развития интеллекта

Среди игр этого направления преобладают игры, где необходимо построить или продолжить определенную логическую цепочку. Многие варианты таких игр представлены в продаже в виде наборов карточек. В эту же группу можно отнести и математические цепочки и задачки. Самыми популярными из них считаются судоку – японские головоломки. Некоторые судоку требуют для решения не один час, но есть и более простые, с которыми способен справиться ребенок 3-4 лет.

Речевые игры для развития логики

Эти игры будут полезны для развития правильной речи у ребенка, увеличения словарного запаса, а также умения точно подбирать определения.

Лингвистическая логическая задача – это небольшой рассказ, в котором есть какая-то загадка. А вместо ответа несколько вопросов, обращенных к ребенку. Ответить на них он может, если понимает определенные закономерности природы, может строить логические связи. В процессе решения задачи задействуются разные приемы мышления: выделение различных свойств, сравнение, анализ, обобщение. Также ребенку надо самостоятельно сформулировать понятный ответ.

Пример лингвистической задачи для развития логики

«Однажды в лесу, после ночи, когда вовсю лил дождь, настало прекрасное солнечное утро. Винни Пух и Пятачок выбежали во двор и сразу увидели две огромные лужи. Одна побольше – для Винни, вторая поменьше – для Пяточка. Друзья с удовольствием принялись прыгать по лужам! Вскоре к ним присоединился Тигруля. Вместе они решили позвать еще и Кролика. Все побежали к нему, но Кролик, как известно, был очень занятой личностью, поэтому друзьям пришлось его очень долго уговаривать. Когда же Кролик все-таки согласился, и все вернулись на Дождевую Поляну, то обнаружили, что лужа Винни Пуха стала совсем-совсем маленькой, а лужа Пяточка вообще исчезла!
— Как же так? – удивлялся Пятачок. – Тут недавно было море, а теперь от него не осталось ни капельки. Куда же сбежала лужа?»

После ответа, или объяснения педагога можно предложить детям провести несколько опытов. Для них понадобится две кисточки и два стакана с водой. Один – с простой, второй – с добавлением соли. Смоченными в разных стаканах кисточками надо нарисовать на сухом асфальте дорожки. Жидкость испарится, а соль останется. Можно нарисовать такие полоски на солнце и в тени. Пусть дети сами пробуют объяснить, что и как происходит.

Также сюда можно отнести такие игры, где детям предлагают описать, что нарисовано на картинке, составить рассказ по картинкам, продолжить услышанную сказку и другое. Ближе к четырем, можно предложить игру в «превращение слов». В этой игре надо поочередно изменять по одной букве в слове, пока, в результате цепочки превращений, не получится нужное слово. Примеры таких цепочек: дом–сом–сок; кит-кот–рот; край–крой–крот.

Игра «Продолжи слово». Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч. Тот, кто бросает, произносит начало слова, а тот, кто поймал – заканчивает его. Можно играть, называя синонимы, антонимы слов.

Графические игры

Эти игры стоит выделить в отдельную категорию. Цель их заключается в том, чтобы задействовать зрительно-двигательную координацию. Обычно такие игры собраны в тетради и сборники, существуют детские периодические издания. Это разные лабиринты, логические таблицы, где необходимо ответить на вопрос, что-то дорисовать, провести, обозначить. К этой категории относятся игры с геометрическими фигурами, ребусы, кроссворды. Самая простая графическая игра для развития логики – «крестики-нолики». С табличкой три на три ребенок может справиться уже в 3,5-4 года.

Предлагаем вам позаниматься с ребенком по очень хорошей книге «Логика 3-4 года. Тестовые задания»:

Компьютерные игры для развития логики

В большинстве случаев это логические игры, для которых используют карточки с картинками, только в формате компьютерной игры. Ребенка привлекает яркая анимация, знакомые персонажи мультфильмов, интерактивность игры. Для него это также построение новой модели отношений «человек — машина», где он выступает в роли управляющего. Процесс овладения мышкой развивает зрительно-двигательную координацию.

Существует множество компьютерных логических игр, в которые можно играть онлайн. На игровых сайтах они обычно разделяются по возрасту ребенка. Примеров таких игр много, это и ассоциации, и мозаики, судоку, игры «Лишний предмет», «Холодное-горячее», «Ошибки художника», «Соедини по точкам» и другие.

Компьютерные игры побольше, содержащие несколько постепенно усложняющихся уровней, могут потребовать установки на компьютер. Российская компания «1С» выпустила целую образовательную коллекцию «Умные игры», среди которых есть часть «Развитие логики и воображения».

При работе ребенка за компьютером очень важно соблюдать следующие правила: 1. Жестко лимитировать время, проведенное за компьютером. Для ребенка 3-4 лет достаточно будет 10-15 минутного занятия.
2. Контролировать правильное положение за компьютером, следить за осанкой и дыханием.
3. После занятия сделать небольшую физическую разминку и разминку для глаз.

Книги с играми для развития логики

Различные сборники игр можно приобрести и в печатном варианте. Сегодня книжные магазины предлагают широкий ассортимент книг с играми для развития логики для детей разных возрастов, а также сборники графических заданий. Много книг о развитии интеллекта и логики написал знаменитый московский педагог Л.Я.Береславский. Он работает в этом направлении более 15 лет и является автором нескольких уникальных методик обучения. Все эти книги можно купить и в Интернет-магазинах. Вот некоторые из них:

  • Л.Береславский, А.Береславская «Современные игровые методики развития интеллекта», Москва, 2010
  • Л.Береславский, А.Береславская «Логика в стране азбуки», Москва, 2005
  • Л.Береславский «Детство интеллекта. Система игр и упражнений», Москва, 2000
  • Л.Береславский «Азбука логики. Как помочь ребенку учиться легко и с удовольствием», Москва, 2001
  • И.Топоркова, С.Щербинина, С.Гаврина «Большая книга развития логики для детей 3-6 лет», Академия Развития, 2009
  • А.Уорд «Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация», Центрполиграф, 2012

Как видно, логические игры сами по себе очень разнообразны и задействуют различные виды мышления. Их, несомненно, следует использовать для детей 3-4 лет с целью развития интеллекта и логики, так как такое развитие возможно лишь в процессе практики и постоянной тренировки уже знакомых логических приемов. Также логические игры включают в себя элементы для развития речи, воображения, мелкой моторики, памяти, а комплексный подход в развитии ребенка гарантирует формирование многосторонней развитой личности.